Путеводитель по картине Босха “Сад земных наслаждений”.
Мазмуну:
Боштун "Жер ырахаттарынын бакчасы" орто кылымдагы эң укмуштуудай сүрөт. Ал азыркы адамга түшүнүксүз символдор менен каныккан. Бул алп канаттуулар жана мөмөлөр, желмогуздар жана жомоктогудай жаныбарлар эмнени билдирет? Эң шылдың жубайлар кайда жашынышат? Ал эми күнөөкөрдүн эшегине кандай жазуулар түшүрүлгөн?
Жоопторду макалалардан издеңиз:
Боштун жер жыргалдарынын бакчасы. Орто кылымдын эң фантастикалык сүрөтүнүн мааниси эмнеде.
"Боштун" "Жердик ырахаттар бакчасы" сүрөтүнүн эң укмуштуу 7 сыры.
Bosch's Garden of Earthly Lezzetтердин эң мыкты 5 сыры.
сайт «Сурет күндөлүгү. Ар бир сүрөттө бир окуя, тагдыр, табышмак бар”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-39.jpeg?fit=595%2C318&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-39.jpeg?fit=900%2C481&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3857 size-full» title=»Путеводитель по картине Босха “Сад земных наслаждений”.»Сад земных наслаждений»» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-39.jpeg?resize=900%2C481&ssl=1″ alt=»Путеводитель по картине Босха “Сад земных наслаждений”.» width=»900″ height=»481″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>
Боштун эң сырдуу сүрөттөрүнүн бирин биринчи жолу караганыңызда, сизде тескерисинче, аралаш сезимдер пайда болот: ал көп сандагы адаттан тыш деталдардын топтолушу менен өзүнө тартып, суктандырат. Ошол эле учурда бул майда-чүйдөсүнө чейин топтоо маанисин жалпы жана өзүнчө түшүнүү мүмкүн эмес.
В таком впечатлении нет ничего удивительного: большинство деталей насыщенны символами, которые современному человеку не известны. Только современники Босха могли разгадывать этот художественный ребус.
Попробуем и мы разобраться. Начнем с общего смысла картины. Она состоит из четырех частей.
Закрытые створки триптиха. Сотворение мира
Первая часть (закрытые створки триптиха). По первой версии – изображение третьего дня сотворения мира. На земле еще нет человека и животных, из воды только появились скалы и деревья. Вторая версия – это конец нашего мира, после вселенского потопа. В верхнем левом углу – Бог, созерцающий свое творение.
Левая створка триптиха. Рай
Вторая часть (левая створка триптиха). Изображение сцены в Рае. Бог показывает удивленному Адаму только что созданную из его ребра Еву. Вокруг – недавно созданные Богом животные. На заднем плане – Фонтан и озеро жизни, из которого выходят первые создания нашего мира.
Центральная часть триптиха. Сад земных наслаждений
Третья часть (центральная часть триптиха). Изображение земной жизни людей, которые массово предаются греху сладострастия. Художник показывает, что грехопадение настолько серьезно, что людям не выбраться на более праведный путь. Эту мысль он доносит до нас с помощью своеобразного шествия по кругу:
Люди на разных животных движутся вокруг озера плотских наслаждений, не в силах выбрать другую дорогу. Поэтому их единственный удел после смерти по мнению художника – это Ад, который изображен на правой створке триптиха.
Правая створка триптиха. Ад
Четвертая часть (правая створка триптиха). Изображение ада, в котором грешники испытывают вечные муки. В середине картины – странное существо из полого яйца, с ногами в виде стволов деревьев с человеческим лицом – предположительно это проводник по Аду, главный демон. О том, за мучение каких грешников он отвечает читайте в статье “Главные монстры картины Босха”.
Таков общий смысл картины-предостережения. Худодник показывает нам, насколько легко впасть в грех и попасть в Ад, несмотря на то, что когда-то человечество зародилось в Раю.
Символы картины Босха
Почему же на сүрөт такое множество персонажей и символов?
Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Исходя из его исследования, Босх создавал эту картину не для церкви, а для частной коллекции. Якобы у художника была договоренность с покупателем, что он намеренно создаст картину-ребус. Будущий владелец намеревался развлекать своих гостей, которые бы угадывали смысл той или иной сценки на картине.
Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее “читать” картину.
На центральной части триптиха Босха “Сад земных наслаждений” большое количество ягод громадных размеров. В средние века ягоды были символом сладострастия, поэтому их так много именно на центральной части. Ведь по задумке Босха на ней изображено грехопадение людей при земной жизни.
Макалалардан сүрөт жөнүндө көбүрөөк оку:
“Самая фантастическая картина Средневековья: Сад земных наслаждений Иеронима Босха”.
“7 невероятных загадок “Сада земных наслаждений” Босха”.
сайт "Жакын жерде сүрөт тартуу: сүрөттөр жана музейлер жөнүндө жеңил жана кызыктуу".
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/10/image9.jpg?fit=595%2C475&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/10/image9.jpg?fit=900%2C718&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-60 size-medium» title=»Путеводитель по картине Босха “Сад земных наслаждений”.» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/10/image9-595×475.jpg?resize=595%2C475&ssl=1″ alt=»Путеводитель по картине Босха “Сад земных наслаждений”.» width=»595″ height=»475″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>
На центральной части триптиха “Сад земных наслаждений” голые люди держат ягоды, едят их или кормят ими других. В средние века ягоды обозначали греховное сладострастие, поэтому их так много на картине.
Макалалардан сүрөт жөнүндө көбүрөөк оку:
“В чем смысл “Сада земных наслаждений” Босха”.
Боштун 7 эң укмуштуу сырлары Жер ырахаттарынын бакчасы.
сайт «Сурет күндөлүгү. Ар бир сүрөттө бир окуя, тагдыр, табышмак бар”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/10/image10.jpg?fit=595%2C456&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/10/image10.jpg?fit=900%2C689&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-61 size-medium» title=»Путеводитель по картине Босха “Сад земных наслаждений”.»Сада земных наслаждений». Гигантские ягоды» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/10/image10-595×456.jpg?resize=595%2C456&ssl=1″ alt=»Путеводитель по картине Босха “Сад земных наслаждений”.» width=»595″ height=»456″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>
Вкушение “сладострастных” ягод и плодов – один из главных символов похоти. Поэтому их так много в Саду земных наслаждений.
На центральной части триптиха “Сад земных наслаждений” Босха мы видим пару в стеклянной сфере. Причём стекло пронизано трещинами. Что этим хотел сказать художник? Что счастье влюблённых недолговечно?
Макалалардан сүрөт жөнүндө көбүрөөк оку:
“В чем смысл самой загадочной картины средневековья “Сада земных наслаждений” Босха?”
“7 невероятных загадок “Сада земных наслаждений” Босха”.
сайт "Жакын жерде сүрөт тартуу: сүрөттөр жана музейлер жөнүндө жеңил жана кызыктуу".
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/10/image11.jpg?fit=458%2C560&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/10/image11.jpg?fit=458%2C560&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-62″ title=»Путеводитель по картине Босха “Сад земных наслаждений”.»Сада земных наслаждений». Стеклянная сфера» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/10/image11.jpg?resize=450%2C550″ alt=»Путеводитель по картине Босха “Сад земных наслаждений”.» width=»450″ height=»550″ data-recalc-dims=»1″/>
На центральной части триптиха “Сад земных наслаждений” мы видим троих людей, накрытых одним стеклянным куполом. Возможно, это супруги и любовник жены, которые выясняют отношения. Что же тогда означает купол? Хрупкость брака супругов из-за измены?
Макалалардан сүрөт жөнүндө көбүрөөк оку:
“В чем смысл самой фантастической картины средневековья?”
“7 невероятных загадок “Сада земных наслаждений” Босха”.
сайт "Жакын жерде сүрөт тартуу: сүрөттөр жана музейлер жөнүндө жеңил жана кызыктуу".
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/10/image12.jpg?fit=392%2C458&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/10/image12.jpg?fit=392%2C458&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-63″ title=»Путеводитель по картине Босха “Сад земных наслаждений”.»Сад земных наслаждений». Трое под куполом» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/10/image12.jpg?resize=500%2C584″ alt=»Путеводитель по картине Босха “Сад земных наслаждений”.» width=»500″ height=»584″ data-recalc-dims=»1″/>
Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Есть нидерландская пословица, гласящая, что любовь также недолговечна и хрупка, как и стекло. Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Возможно, художник видит в этой хрупкости также путь к грехопадению, так как после короткого периода любви неизбежны прелюбодеяния.
Грехи Средневековья
Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Дело в том, что в нашем сознании увлечение праздной музыкой или скупость (экономность) не воспринимаются как нечто плохое, в отличие от того, как это воспринимали люди в Средневековье.
Часть грешников испытывают муки от тех инструментов, играя на которых при жизни, они получали греховное удовольствие.
Триптихтин оң канатында "Жердеги жыргалдардын бакчасы" биз канаттуунун башындагы жинди көрөбүз. Ал күнөөкөрлөрдү жеп, ошол замат аларды тазалайт. Ал ичеги кыймылы үчүн отургучка отурат. Мындай отургучтарды тектүү адамдар гана ала алмак.
Желмогуз тууралуу кененирээк "Боштун жер ырахаттарынын бакчасынын негизги желмогуздары" деген макаладан окуңуз.
Ошондой эле макалалардан Bosch жөнүндө окуңуз:
"Орто кылымдын эң фантастикалык сүрөтүнүн мааниси эмнеде?"
Боштун 7 эң укмуштуу сырлары Жер ырахаттарынын бакчасы.
сайт "Жакын жерде сүрөт тартуу: сүрөттөр жана музейлер жөнүндө жеңил жана кызыктуу".
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/04/image-3.jpeg?fit=595%2C831&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/04/image-3.jpeg?fit=900%2C1257&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1529 size-thumbnail» title=»Путеводитель по картине Босха “Сад земных наслаждений”.» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/04/image-3-480×640.jpeg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»Путеводитель по картине Босха “Сад земных наслаждений”.» width=»480″ height=»640″ sizes=»(max-width: 480px) 100vw, 480px» data-recalc-dims=»1″/>
На данном фрагменте мы видим муки трех грешников. Скупец вынужден вечно испражняться монетами, обжора – испытывать вечную рвоту, а горделивая особа – терпеть приставания демона с ослиной головой и бесконечно смотреться в зеркало на теле другого представителя нечистой силы.
Уландысы бар
Боштун жердеги ырахат бакчасында көптөгөн чоң канаттуулар бар. Чындыгында орто кылымдарда алар бузукулуктун жана кумардын символу болгон. Узун тумшугу менен көп учурда кыкка толуп тургандыктан, алкым саркынды суулар менен да байланыштуу болгон.
Бул тууралуу кененирээк макаладан окуңуз "7 укмуштуу сырлар Боштун жер ырахаттарынын бакчасы".
сайт «Сурет күндөлүгү. Ар бир сүрөттө бир окуя, тагдыр, табышмак бар”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-32.jpeg?fit=595%2C617&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-32.jpeg?fit=900%2C934&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3822 size-medium» title=»Путеводитель по картине Босха “Сад земных наслаждений”.» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-32-595×617.jpeg?resize=595%2C617&ssl=1″ alt=»Путеводитель по картине Босха “Сад земных наслаждений”.» width=»595″ height=»617″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>
Как вы думаете, что символизируют птицы на картине Босха?
Ответ вы можете найти в продолжении – статье “Сад земных наслаждений Босха. 7 самых невероятных загадок картины”.
***
Comments башка окурмандар төмөндө. Алар көбүнчө макалага жакшы кошумча болуп саналат. Сиз ошондой эле сүрөт жана сүрөтчү тууралуу пикириңизди бөлүшүп, авторго суроо бере аласыз.
Таштап Жооп